Защита с помощью розы Роза – символ психической защиты во многих эзотерических учениях. Вероятно,...
Осенняя женщина - (0)Осенняя женщина.. Её все любят за характер. Он мягкий, пахнет сентябрём. На ней всег...
Со Светлой Пасхой - (14)Со Светлой Пасхой Со Светлой Пасхой поздравляю, Благополучия желаю. Пусть на душе будет тепло, ...
Смотришь фотографии, и хочется воскликнуть: "Такого просто не может быть!" - (3)Смотришь фотографии, и хочется воскликнуть: "Такого просто не может быть!" ...
Удивительное действо должен увидеть каждый! Цветение тюльпанов в Нидерландах - (3)Удивительное действо должен увидеть каждый! Цветение тюльпанов в Нидерландах Весной Нидерланд...
Красота Китайских садов |
Сад - прообраз всей полноты бытия, которую выражает не сумма вещей, а диалог полярных понятий. Например, динамическое равновесие твердого и пустого в изъеденных кавернами камнях или - баланс покоя и изменчивости, который являет Луна и ее отражение на водной ряби.Каждый сад обладает своей тайной. В древности ученые путешествовали по Китаю, разгадывая секрет того или иного прославленного сада. Его образная и философская емкость напоминает об иероглифах - они не столько раскрывают понятие, сколько указывают направление, в котором следует искать его смысл. Китайский сад - поэтическая задача, философский ребус, требующий мудрого прочтения. Чтобы понять его потаенный сюжет, нужно знать структуру садового языка, состоящего из семи главных элементов.
Первый из них - стена сада.
Чуть выше человеческого роста, она повторяет изгибы местности. Будто вырастая из самой земли, прихотливая и изменчивая, как все природное, она то и дело теряет себя в декоративных завитушках. Цвет стены всегда белый. В лунную ночь на ней, как на экране, разыгрывается танец теней, отброшенных побегами бамбука. По обычаю на белой штукатурке ученые гости оставляли на память хозяевам образцы своего каллиграфического и поэтического искусства.
Второй элемент - флора.
В китайском саду не растет ничего слишком пышного или яркого. Здесь царит элегантная ассоциативность. Каждое растение опутано густой цепью цитат. Царь сада - известный в ста разновидностях пион. Он представляет мужскую эманацию природы. Вечнозеленые сосны говорят о неувядаемом благородстве, полый бамбук олицетворяет жизненную силу пустоты, хризантема - покой и долголетие, растущий со дна пруда белоснежный лотос символизирует духовную чистоту, неуязвимую для тины жизни. В китайском саду растет все, кроме газона: пустота должна органично входить в устройство вещей, а не зиять дырой без оправдания.
Третий элемент - вода.
Вода занимает больше половины территории сада. Примета вечного движения и вечного покоя, образ бесконечных превращений, вода - самая архаическая из стихий. Она служит голубым зеркалом небу. Подспудный смысл этого синего цвета скрывается в его происхождении. Воздух бесцветен, и небо прозрачно, откуда же его синева? Она - плод сгущенной прозрачности. В ней нет ничего вещественного, земного, материального. Неощутимая, неделимая и вечная, она - как дух, что "рыщет, где хочет". В том числе - и в крохотном пруду, вмещающем сразу все небо.
Он считается лучшим другом мудреца, ибо навевает мысли о древнем. Не зря наш Владимир Соловьев говорил, что испытывает трепет от каждой встречи с седым от старости валуном. В камнях необыкновенной формы, которые на Востоке стоят целое состояние, китайцы видят проявление жизненной силы космоса. В камне сконцентрирована его семенная энергия, это - застывшая сперма природы.
Пятым элементом сада служат экраны.
Ими могут служить те же камни, заросли кустов, искусственные горки - все, что затрудняет обзор сада, мешает окинуть его одним взглядом. Ширмы выполняют магическую и эстетическую функции: они защищают от злых духов и создают многослойное пространство, способное вместить безмерные просторы. Художник Шэнь Фу учил "в малом прозревать большое, в большом малое, в пустом умей видеть сущее, а в сущем - пустое".
Архитектура - шестой элемент китайского сада - стремится здесь сама себя вычесть. Она так ловко вписывается в окружающее, что маскирует переход от естественного к искусственному. Все, что стоит в саду, - террасы, павильоны, башни для любования луной, помещения для музицирования (у ручья, где звук чище), чайные домики, беседки, - составляет театр природы. Этот зрительный зал с партером, ложами и балконами затейлив, но и прост. В помещениях нет даже потолка. Дом - это приземистые стены и изогнутые, будто привязанные к синему небу крыши.
Седьмой, самый незаменимый, элемент сада - окна.
Именно они выстраивают композицию, создают сюжет, рассказывают интимную историю сада. Причудливая и неожиданная череда окон организует зрелище, "монтирует" его, как опытный кинорежиссер, - как раз этому Эйзенштейн учился на Востоке. Неожиданные очертания окон словно вырезают из пейзажа диковинные живые картины. Так, сквозь круглое "лунное" окно хорошо смотрятся вертикальные стебли ирисов. Окна, забранные сложной решеткой, разлагают свет на геометрические узоры. Прямоугольное окно изящно обрамляет крутой конек крыши. Прорезь в стене, повторяющая форму бананового листа, открывает вид на банановое дерево, которое сажают в укромном месте на случай дождя - чтобы слушать, как барабанят капли по широким листьям. Умное окно китайского сада позволяет добиться того, о чем мечтает экологическая архитектура: играть с окружающей средой, не дотрагиваясь до нее.
Китайский садовник, как пророк, священник или поэт, творит свой шедевр в душе зрителя.
Имя первого китайского садовника в самом Китае уже не помнят. Зато известно: он родился примерно 5 тысяч лет назад, и, уходя в мир иной, оставил наследникам простое жизненное правило: хочешь узреть великое - яви взору малое.
Теперь каждую весну по всей стране проходит грандиозный фестиваль. Китайцы выясняют, кто будет достоин целый год носить почетный титул ученика древнего мастера. На этот раз победу одержал не человек, а город - столица КНР Пекин. Его архитекторы лучше других учли наставление великого предка и построили в южной провинции Гуанси чудесный сад.
Цай Минган, архитектор: "Наш принцип всегда один и тот же: настоящее искусство - это не копирование живой природы, а ее отражение".
Постичь его может только просвещенное сердце. Если театр начинается с вешалки, то китайский сад - с больших, но узких ворот. Они создают особое настроение. Сразу за воротами - высокий холм, и только потом - первая постройка: кривая галерея. Из нее настоящие ценители любуются на укромные дворики. Но это лишь предваряет главное созерцание. За галереей - озеро. С мостами, островками и павильонами. В древнем Китае их использовали для ученых занятий и медитаций.
Жить среди гор и вод - лучшая доля, уверяли мудрецы прошлого. Тогда расписные беседки в парках будут угождать чувствам широкой души, удивительные камни - навевать думы о древнем, а струящаяся вода - об отдаленном. Еще надо посадить правильные растения. Пальма первенства отдана лотосам. Они - символ просветления. Чем их больше, тем лучше: считается, что среди лотосов в голове человека появляются только правильные мысли. Именно поэтому молодожены в КНР так любят фотографироваться на их фоне. Это - танец плодородия. Он тоже посвящен фестивалю. Если верить статистике, современные жители китайских городов половину свободного времени проводят среди беседок и цветов.
Старинная китайская мудрость: кто тешит себя красивыми вещами, тот исцелится от болезней и продлит свой век. Подходящий девиз для фестиваля. Но его организаторы выбрали другую поговорку: каждый человек входит в рай через сад, который он строит для себя на Земле.
lyudsharova20
Рубрики: | Жизнь Красота Росскошь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |